?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Герой Андрея Миронова говорит здесь о "мессии", способном очистить души людей, погрязших в пороке. В это посте, впрочем, речь не столько о "синематографе" (этот фильм - о нём), сколько о катарсисе. Описать что этот такое в двух словах возможно едва ли.

Симпатична, к примеру, позиция Аристотеля, который необходимым элементом катарсиса (нравственного очищения) называл страх, сострадание и сопереживания, приводящие в итоге к "безвредной радости" (в частности, при просмотре трагедий, в том числе и в частности в сопровождении музыки).
Аристотель, говорят, был учителем Александра Македонского, и, вероятно, знал толк и в философии, и в катарсисе в частности.

В то же время всегда встречались и до сих пор встречаются "особо одаренные личности", утверждающие что "никакое искусство не сделает из Шарикова человека". Трудно сказать, имеют ли эти личности хоть какое-то отношение к какому-либо искусству, кроме искусства старательного обмазывания окружающих собственным дерьмом. Но совершенно ясно, что проблема соотношения в человеке звериного и человеческого (преобладания одного над другим и наоборот) обсуждалась давно, очень давно. И с тех же пор обсуждается вопрос о возможности очищения человека от этих самых пороков, и о путях этого очищения.
Фильм этот (из которого заглавный ролик) - не самый лучший, вполне можно было обойтись и без пошлостей, которыми он нашпигован. Но надо отдать должное Миронову - он отлично сыграл энтузиаста, ратующего за всеобщее спасение силой искусства и Любви в искусстве; энтузиаста, готового ради этого всеобщего спасения жертвовать, в том числе собственной жизнью. Надо отдать должное Олегу Табакову (владелец салуна Гарри), контрастно оттенившего героя Миронова Фёста, столь убежденного романтика и энтузиаста.
Этот контраст как нельзя красочнее характеризует извечное противостояние создателей и проповедников подлинно высокой Культуры и её, Культуры, противников. Эти антиподы (культура и антикультура) всегда находятся в единстве и борьбе, в стремлении уничтожить друг друга. И дело здесь отнюдь не в деньгах, вовсе не в прибылях и убытках. Кто победит в этой борьбе? - время покажет.
В фильме вскользь задета тема апокатарсиса (
всеобщего очищения/спасения), способного очистить и возвеличить его в состояние Человека даже такого отъявленного злодея как Черный Джек (актер М.Боярский).
Фильм наверняка все смотрели, но можно же его посмотреть и еще раз. К тому же он веселый, полон известных артистов и достаточно серьезных философских диалогов и монологов, сейчас таких почти не делают, сыскать среди новых подобное - чрезвычайно трудно.
Фильм смотреть, над катарсисом (апокатарсисом) - думать!:-)



Comments

( 3 comments — Leave a comment )
marina_petro
Apr. 16th, 2016 06:34 am (UTC)
Спасибо, подумаем! )
Надо бы и в самом деле найти время для Аристотеля...
livejournal
Apr. 17th, 2016 04:15 pm (UTC)
Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным.
Пользователь maksim1023 сослался на вашу запись в своей записи «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным. » в контексте: [...] раз тот самый аристотелевский театрально-музыкальный катарсис, о котором писал в предыдущем посте [...]
maksim1023
Apr. 17th, 2016 05:59 pm (UTC)
апокатастазиса?
а запись есть из следующего твоего поста?
( 3 comments — Leave a comment )