?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у gol_olga в Продолжение темы коллективизма в фашизме и коммунизме

Писала я о разнице коллективизма при фашистском и коммунистическом мировоззрении. О том, что в первом случае (в случае принятия принципа аристократизма в природе и в обществе), массы должны формироваться примитивными, удобными для управления. А во втором случае - в случае принятия принципа равенства, а значит и развития каждого - формируется общество цветущей сложности, в котором на каждом участке, в каждой области должны создаваться условия для максимального развития членов общества.Понятно, что легко на бумаге и нелегко на практике. Но вряд ли кто-то сомневается, что советское образование было достойным. Все-таки освоение космоса на пустом месте не происходит. Да и сейчас на советский опыт в сфере образования многие смотрят положительно - например, финны.

Ключевой вопрос при фашизме - как управлять массами. Человек это ведь субъект, а не объект. Для того, чтобы им управлять, необходимо либо его собственное желание быть управляемым, либо насилие над ним, либо непонимание, что им управляют. И упрощение человека облегчает процесс управления им. Гитлер культивировал фанатизм и слепую веру в лидера, опираясь на чувства людей. Слепая вера - вот что было ему необходимо. А для формирования слепой веры мешает образование и умение размышлять.

Немного из цитат Гитлера, подтверждающих вышесказанное:
- Из выступления Адольфа Гитлера в Мюнхене 27 апреля 1923 года: «Необходимость изменения характера образования вызывается тем, что мы ныне страдаем от избытка образования. Ценны только знания, но всезнание является врагом действий. Что сейчас необходимо, так это инстинкт и воля» (Джордж Моссе.Нацизм и культура).

- Из выступления на Нюрнбергском съезде в 1935 году: "Нам не нужны интеллектуальные упражнения. Знание разрушительно для моей молодежи… По нашему мнению, молодой немец будущего должен быть стройным и ловким, резвым как борзая, гибким как кожа и твердым как крупповская сталь" (С.Воропаев. Энциклопедия Третьего Рейха).

- Ну и еще чуть-чуть о том, каким Гитлер видел среднего немца: «Любого среднего человека, если посвятить этому достаточно времени, можно кое-чему научить. Но если у него нет никакой искорки таланта, то это будет лишь бездушное "обучение", как и у животного. Если посвятить особенно много внимания дрессировке, то можно и среднего человека обучить кое-чему сверх среднего уровня, но это будет только мертвая "наука", совершенно бесплодная и в последнем счете лишенная всякого творчества».. Понятно, что с таким подходом тратить время на развитие среднего гражданина никто не будет. Но Гитлер проиграл войну, а значит практика показала неэффективность его мировоззрения.


До сих пор существуют люди, пытающиеся возродить фашизм. Именно поэтому очень настораживают нынешние реформы образования, явно заточенные на формирование человека, ограниченного в знаниях и не способного размышлять. Это равносильно созданию предпосылок для фашизма. Как там пели в известном фильме Кот Базилио и Лиса Алиса? "На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним что хошь!"
Продолжение здесь