?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фильм "Глинка", 1946 г.


"Смотри у меня!"

В газете "Суть времени", в статье народного композитора Олега Гуреева "Михаил Глинка. Герой и Народ" есть ссылка на этот фильм. Надо сказать, что статья отличная: все-таки позитивный способ привития любви к Отечеству: По признанию самого автора (прочитав статью, не удержался и позвонил своему тезке, чтобы лично высказать восторженные впечатления), он стремился напомнить читателям и о Глинке, и о его творческом наследнике

Асафьеве, об исследователе Глинки Левашевой и других.

Впрочем, о фильме. Фильм смотрится на одном дыхании.  И высказывание М.Глинки: "Создает музыку народ. А мы, художники, только ее аранжируем" становится предельно ясным и понятным.
Фильм повествует судьбу М.Глинки с самого его рождения. Начинается с представления будущего воспитателя - крепостного музыканта Ульяныча, сыгравшего впоследствии роль, похожую на роль няни Арины Родионовны в жизни Пушкина. Показателен в качестве пролога и эпизод выступления русского крестьянского войска в войне 1812 г. Бородатый крестьянин, идущий на бой, останавливается рядом с юным Мишей (Глинкой) и выразительно глядя в глаза назидает: "Смотри у меня!"
Умом не постичь и словами не объяснить, чтО именно имеет в виду старый воин в таком назидании молодому "барчуку", но через много лет образ именно этого самого воина воплощается композиитором в главном герое оперы "Иван Сусанин", сделавшей его (М.Глинку) и знаменитым, и народным одновременно.
Отлично передана атмосфера в светских салонах Петербурга начала XIX в: "свет" разделяется на праздносуществующую разгульную знать и творческую интеллигенцию, черпающую вдохновение в народе.
Женившись по легкомыслию, Глинка приобретает в качестве супруги взбалмошную, ветреную особу, отнюдь не разделяющую жажду творчества супруга. Отношения Глинки с первой женой в фильме чем-то напоминают отношения толстовского Пьера Безухова с первой женой Элен; впрочем, это всего лишь субъективное мнение, внимания на него можно и не обращать. Глинка закономерно сбегает от первой супруги ("как есть", оставив даже обручальное кольцо), поскольку относится таки к другой категории, к миру той самой творческой интеллигенции. Это мир Рылеева, Жуковского, Пушкина. Мир романтиков, горячо любящих свою Родину, отличающейся исключительно русской соборностью - народными человеколюбием, трудолюбием, удивительным сочетанием христианского смирения и героической стойкости в борьбе за русскость, за самость.
В Петербурге на одном из светских приемов Глинка заочно знакомится с Пушкиным, стихи которого сыграли едва ли не решающую роль в творчестве композитора. Не случайно другая опера Глинки написана по тексту пушкинской "Руслан и Людмила". И окончательный вариант романса "Я помню чудное мгновенье" (на стихи Пушкина) Глинка впервые исполняет в присутствии своей возлюбленной Катерины (дочери А.Керн, которой посвящены были исходные стихи).
"Дайте мне текст, - восклицает Глинка, перефразируя известное "Дайте мне точку опоры", - и я создам небывалое!"
Любовь к человеку, к людям, - один из главных мотивов, двигающих Глинку на творческие подвиги: "Я - человек!" - обращается композитор к собственному роялю, таким образом вочеловечивая и инструмент, посредством которого творит.
Мелодии выходят из-под пера композитора при напоминании Ульяныча народных напевов, о которых оба друга говорят: "Где ж еще, как не в России услышать можно такое?" Дух же музыке Глинки задаёт любовь к Родине. "Отечество - моя последняя любовь" - эта бессмертная фраза казненного Рылеева становится стержнем к опере "Иван Сусанин". Причём любовь к Отечеству определяется именно любовью к народу. На репетиции "Ивана Сусанина" Глинка добивается от актеров изображения подлинного "мужика". Прекрасно зная, что в оперной труппе в основном урожденные крепостные, композитор восклицает: "Мне ли, помещику, учить вас как мужика изобразить?!"
Премьера (на которую, по версии авторов фильма, прибыл даже гонимый высылкой Пушкин) состоялась в отблесках лорнетов, при почтении к императорской ложе, при высокомерных взглядах дворян и самого царя. Несмотря на всё это музыка таки впечатлила чопорных господ своей народной самобытностью и силой.
Собственно же музыку может передать только фильм - не напевать же её печатным текстом:-)
Одним словом, фильм - смотреть всем, настоятельно рекомендую!

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
leon_rumata
Oct. 20th, 2015 11:25 pm (UTC)
Хорошо написано, сразу хочется посмотреть фильм, спасибо.

Только 2 поправки:
- фильм не 1946г., а 1952г.
- называется фильм не "Глинка", а "Композитор Глинка".

...Нельзя, конечно, исключить, что мы говорим о разных фильмах, но вряд ли тогда в СССР с разницей в 6 лет были сняты 2 разных художественных фильма о великом соотечественнике...
barsukov
Oct. 21st, 2015 06:36 am (UTC)
Ух ты.
Сейчас же поискал - это действительно два разных фильма.
придется смотреть и другой:-)
leon_rumata
Oct. 21st, 2015 07:43 am (UTC)
Да, оказывается фильма два!:) Не ожидал :) Непонятно, чем был вызван столь пристальный кинематографический интерес к одному, хотя и великому композитору России. Есть ли еще пример, когда об одном композиторе в СССР снималось 2 фильма в течение 5 лет? Вряд ли.

Интересно тогда будет прочитать у вас сравнительный анализ этих фильмов, вышедших в одну эпоху.
tanga_tan
Oct. 21st, 2015 06:18 am (UTC)
Как и многие его современники, М.И.Глинка взрос и сформировался как композитор на мощной патриотической волне после победы 1812 года. Но Романовы вместе с прочей "элиткой" ухитрились спустить этот народный порыв в дерьмо.
( 4 comments — Leave a comment )