?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В последнее время огромную долю нашего времени и усилий мы посвящаем критике упавшей ниже плинтуса (и продолжающей падать) постмодернистской культуры, пытаемся ей, этой какбы культуре (точнее - антикультуре), противодействовать, бороться с ней, запрещать её и т.д. и т.п.

И тут несколько неожиданно столкнулись с несколько другим, позитивно-созидательным способом противостояния  - позитивной интерпретацией негативной антикультуры.
Это впечатления о балете "Камера Обскура" по одноименному роману В.Набокова.

Надо отметить, что для многих "свободных людей" Набоков - величина мировой литературы.


Для меня же (подозреваю, что не одинок) Набоков (как автор этих в свое время нашумевших романов), - вполне состоявшийся и убеждённый сексуальный извращенец (со склонностью к педофилии), твёрдо уверенный в изначальной порочности любого человека, с вожделением возвышающий в каждой личности самые низменные из животных качеств и сводящий жизненные смыслы к их (низменных животных качеств) максимальному удовлетворению.

Роман "Камера обскура" - не исключение; роман этот - ровно такая же, как и другие набоковские тексты, обернутая в хороший слог, пошлятина.

Эти мои суждения о Набокове никому не навязываю; мало ли, если появятся здесь его поклонники - очень прошу помидорами в меня за частное мое мнение - не бросаться.

О столь непростом отношении к Набокову сообщается здесь скорее для бОльшей понятности, как и насколько может отличаться от изначального текста настоящий балет в исполнении настоящих мастеров.
Мало ли кто не читал; роман "Камера обскура" история 1920-х годов о близких отношениях некоего немецкого искусствоведа Бруно Кречмара с его женой Аннелизой (их дочерью Ирмой) и юной шестнадцатилетней любовницей натурщицей Магдой Петерс и о том, как в эти отношения вмешивается и органично вписывается Роберт Горн, художник,  наиболее греховный персонаж.

Как и другие тексты Набокова, в романе подчеркиваются и возвышаются низменные человеческие пороки. Супружеская верность и созидательная любовь, по Набокову, - серость и обыденность, в то время как супружеская измена - яркость и романтика; материальный достаток выше среднего, облегчающий любые греховные страсти - цель жизни, ради которой (также по тону автора) вполне стОит пренебречь как моральными нормами, так и законом.

Конечно, Набоков прямо об этом не говорит. Всё выглядит внешне прилично, вроде как даже с некоторой легкой иронией над Злом: и название романа намекает на некую перевёрнутость (в камере-обскуре изображения перевернуты по определению) и несуразность описываемого, и оступившиеся по жизни герои заканчивают весьма плачевно. Только особые симпатии автора к этому самому Злу и Пороку - их-то скрывать ему удается едва ли. В романе практически нет положительных героев. Единственным светлым лучиком в этой темной обители разврата могла бы явиться Аннелиза Кречмар; но и она в книге Набокова изображена как-то уж очень скудно и блекло из-за её, видимо, чрезмерной (по мнению автора) порядочности.

Набоков смакует порок, он (Набоков) воспевает и романтизирует его (порока) торжество и неизбежность, и в мрачной этой песне мало места семейности, чистоте, доброте, порядочности.
Балет же  оказался противоположностью роману-исходнику.

Нет, противоположностью не совсем полной; по степени "мрачности" балет в чём-то созвучен изначальному тексту.
НО. Сильно отличается отношением к Добру и Злу, Благу и Пагубности, Добродетели и Пороку.

У создателей Балета действительно Получилось.

Получилось вложить в глумливый текст Набокова совершенно иное, гуманистичное, содержание.

В отличие от набоковского текста, в балете все герои представлены в подлинном свете.
Так, Аннелиза (в исполнении Анны Лавриненко) - личность, прекрасная во всех отношениях: любящая жена, отличная мать, хранительница семьи. Персонаж Аннелизы, в отличие от романа Набокова, в балете - один из самых ярких, добрых, любящих.
Отличная антитеза для всех остальных героев.

Сцена из балета. Горн наблюдает за близостью Магды и Кречмара (Фото с сайта Мариинки)


Кречмар (в блестящем исполнении Владимира Шклярова) - удачливый искусствовед и неплохой семьянин, поддавшийся пагубному искушению  и поплатившийся за это потерей семьи, друзей, самого себя, обретший физическую и духовную слепоту, нравственную пустоту и обреченность.
Магда (исполнила Екатерина Иванникова) - бес в юбке, воплощение алчности, низости и порока, без оправданий и симпатий.

Горн - зло-ироничный красавец, настоящий агент дьявола. Злого гения Горна исполнил хорошо знакомый ценителям Юрий Смекалов, он же хореограф-постановщик балета "Камера обскура" (сразу вспоминается другой балетный персонаж - царский ключник в "Коньке-горбунке", которого так, как исполнил его Ю.Смекалов, пожалуй, вряд ли во всей Мариинке смог бы исполнить кто-либо еще).

Постановка динамичная, смотрится на одном дыхании. Исполнители высочайшего уровня смогли показать на сцене весь роман, да ещё оживленный человеколюбием и добротой, с подлинной камерой-обскурой, показывающей всю пакостную изнанку без любования ею; всё это - в одноактном балете продолжительностью чуть более получаса.

Забитый до отказа зал аплодировал стоя, долго не отпуская артистов.

Отличный балет: и как средство доставления радости настоящего искусства, и как средство борьбы за восхождение нашей культуры.

искренне ваш, barsuk


12.07.2014 г.