?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Коммунарство

Коммунары. Новая волна.

В начале ноября 2012 г. прошёл Юбилейный Творческий слёт делегаций образовательных учреждений и общественных организаций России "Звёзды дарят надежду-10". Этот слёт – продолжение "коммунарского движения", о котором чуть ниже. А начать, пожалуй, стоит с трогательной истории, которую на собрании одной из ячеек «Сути времени» поведала молодая учительница Алёна. Рассказывая историю, она одновременно радовалась и грустила – над ее печальным окончанием.

Театр Веры Павловны

Несколько лет тому назад в классе у Алёны учился мальчик Витя. Ничем особенным Витя не выделялся бы, если бы не его бабушка, которая твёрдо решила творчески развить своего внука. Прибегнув к методам воспитания через коллектив, наша бабушка (назовём её здесь Верой Павловной) при этом явила собой прекрасный образец "нового человека", которому уделено огромное внимание как в книгах Н.Г. Чернышевского, так и Э. Фромма.

С ведома Алёны Вера Павловна организовала в классе внука настоящий театр. Театр оказался плодом коллективного творчества взрослых и детей. Все свои идеи Вера Павловна обдумывала, готовила и реализовывала вместе с ребятами. Придумывали сюжеты, писали сценарии, отбирали актёров, организовывали репетиции и режиссировали их, подбирали или шили костюмы, - всё делали сами, вкладывая свой труд и небольшую часть личных денег Веры Павловны. Спектакли приурочивались к школьным праздникам и, начиная с первого же представления, имели огромный успех. Репетиции и выступления сдружили и сплотили и детей, и взрослых, которые стали интересоваться школьной жизнью. Только за один учебный год театр Веры Павловны поставил шесть спектаклей! Да, это был небывалый, невероятный, ошеломительный успех! Вера Павловна зажгла огонь, пламя которого разгорелось страстно и весело, расплавляя равнодушие и черствость, глубоко проникшие в наше общество за последние двадцать лет.

Огонь жизни

Тот же огонь мы увидели на слёте юных коммунаров. Настоящий огонь в глазах детей, огонь всепоглощающей, страстной любви к окружающим, к "ближним и дальним друзьям", ко всему живому, подлинному. Огонь Жизни.

В городе Пушкин собрались дети разных возрастов, из разных городов страны - из Москвы, Архангельска, Северодвинска, Котласа, Вологды, Воронежа, Рязани и др. Возраст участников – от 6 до 16 лет, средний возраст педагогов – до 30 лет (с учётом готовящегося к семидесятилетнему юбилею "главного макаренковеда и детоводца России" Ричарда Соколова, живой легенды, стоявшего у истоков коммунарского движения).

Утром, по приезду, детей и педагогов распределили по разным отрядам, и расселили во временно пустующих классах одной из дружественных школ, в заведомо спартанских условиях. После чего каждому отряду выдали "домашние задания". Ближе к вечеру того же дня, через несколько часов после знакомства друг с другом, на сцене перед сотнями гостей слёта каждый из отрядов представил свое собственное, уникальное представление, каждое из которых сорвало бурю аплодисментов!

"Огонь" в движении поддерживается небольшой группой людей, состав которых постоянно обновляется без потери движущей силы – единого коммунарского духа. Дети охотно занимаются творчеством, улучшающим их жизнь; ни разу за время слёта не удалось наблюдателям увидеть праздно болтающих или болтающихся. Вопреки навязчиво насаждаемому либеральному мнению, рядом с предельными дисциплиной и организованностью соседствуют и прекрасно уживаются радость творчества и радость Жизни.

Всему этому "отряду" взрослых детей низкий поклон за то прекрасное благое дело, которое они делают, пропагандируя коммунарское движение. Это движение можно смело назвать будущим всего человечества, серьёзным препятствием запущенным в стране темным процессам расчеловечивания-атомизации.

Что такое коммунарство

Коммунарское движение – это, пожалуй, самый сильный из методов противодействия тьме расчеловечивания: во время выполнения одного из конкурсных заданий ваш покорный слуга, сам того не заметив, оказался полностью поглощён творческой задачей, с которой весь отряд успешно справился. Личное впечатление от спонтанного увлечения: это естественно для Человека Разумного и потому прекрасно.

Коммунарское движение, которое также называют "коммунарство", как направление педагогики возникло в начале 60-х годов прошлого века и не исчерпывается только лишь детской педагогикой. Так из "движения юных коммунаров" 60-х в начале 70-х выросло "движение макаренковских студенческих педагогических отрядов", а позже "Коммунарское-макаренковское содружество", охватывавшее уже людей всех возрастов. К сожалению, в рамках небольшой заметки все направления движения не отразить, но достаточно отметить, что призвано оно объединить также и "детей старше 18" в том числе.

Создание коммун было начато ещё раньше – известным русским и советским педагогом А. С. Макаренко (1888—1939), который в основу своей педагогической школы вложил труд, причём труд совместный, общинный. Последователь этой школы И. П. Иванов (1923-1992), основываясь на тезисе Макаренко о том, что на смену "труда-работы" должен прийти "труд-забота", стал пытаться создавать "коммуны" не на основе производительного труда ("школы-хозяйства", как это было у А.С.Макаренко), а на основе любой общественно-полезной деятельности, которая может быть осознана детьми как забота об улучшении окружающей жизни, дела на пользу и радость людей.

Вот так вот просто и емко изложена в коммунарском движении концепция Развития, подразумеваемого как Развитие Социальное и Творческое.

Увидеть в людях искренность

Почему же грустила Алёна, рассказывая историю про театр Веры Павловны? А потому что в упадок он пришел быстрее, нежели произошло его стремительное восхождение. Прекрасное начинание, приобретая всё большую популярность среди детей и родителей, встретилось с мягким поначалу, а впоследствии всё более ожесточающимся неприятием некоторых "компетентных" педагогов.

Став известной за пределами класса, где учился Витя, Вера Павловна для репетиций и выступлений стала иногда просить ключи от школьного актового зала. А чтобы получить ключи от актового зала, нужно этот вопрос согласовать с учителем, завучем по соответствующей работе и иногда даже с директором школы. У которых не всегда находится время на то, чтобы "открыть актовый зал и нести ответственность". Вера Павловна, готовая сама убирать актовый зал или приплачивать уборщице, искренне заблуждаясь относительно боязни ответственности школьных руководителей, пошла в вышестоящие образовательные органы, чтобы попытаться убедить их в целесообразности её "общинных" методов творческого развития детей. Лучше бы она этого не делала.

После того, как в управлениях образованием стало известно о бабушкиных инициативах, эти инициативы стали немедленно гаситься. Веру Павловну тихонько объявили надоедливой сумасшедшей, поползли по школе слухи, будто через учительницу Алёну Вера Павловна "лоббирует" некие свои интересы. Понятно, что ничего, кроме материального или прочего низменного интереса в мотивах Веры Павловны злые языки не усмотрели. И, к сожалению, многие к этим слухам стали прислушиваться. Ведь так легко поверить в чью-то нечестность, куда сложнее увидеть в людях искренность и подлинность. И это, к сожалению, тенденция, закономерные последствия вышеупомянутого расчеловечивания.

На слёте коммунаров мы ясно увидели, как можно и должно эту тенденцию преодолевать. И наша задача – помочь преумножить огонь Жизни. Пока есть этот огонь в наших глазах и глазах наших детей, пока есть эта животрепещущая страсть, наша страна ещё жива. Некие силы с давних времен старательно и методично пытаются этот огонь погасить. Страшно подумать, что получится, если погасить этот огонь Жизни, не дай Бог, им таки удастся.

Люди русские! Зажигайте этот огонь, возрождайте Жизнь!

Олег Барсуков, ноябрь 2012 г.

***

Благодарности за помощь в сборе материала заслуживают:

· СПб общественная организация "Педагогика социального творчества"

· АОУ ВПО Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

· Педагогический отряд "Перемена" АОУ ВПО "ЛГУ имени А.С. Пушкина".

· Лично Ричард Валентинович Соколов, "Ученый-Детоводец".

Использованы материалы сайтов:

http://www.kommunarstvo.ru

http://www.sokolovr.ru