?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Панфилов
Повесть «Волоколамское шоссе» по праву заслужила называться "настольной" книгой и командиров, и рядовых бойцов; книгу носили с собой в поклаже и те и другие. Моя бы воля - я назначил бы книгу главным учебником для всех военных училищ, и

ввел бы экзамен по соответствующему предмету. Как предмет этот назывался бы?  Точно не могу сказать. Пусть он назывался бы "Метафизика Победы". Или "Русский воинский Дух". Или что-то в таком же духе.  Это очень условные названия, это же всего лишь мечты, и на них необязательно заострять внимание.
Книга повествует о реальных Героях Великой Отечественной и Советского Союза - Иване Васильевиче Панфилове и Бауыржане Момышулы, защищавших и защитивших Москву в 1941-42г.г., сумевших остановить немцев и погнать их обратно на Запад. Мне могут возразить, что Панфилов погиб в ноябре 1941 года. Но тут нет ошибки с датами, ибо я утверждаю, что генерал Панфилов продолжил войну и после своей трагической смерти. Книгу об этом без натяжки можно назвать книгой о Совести и о Правде. О том, как Совестью и Правдой можно и нужно побеждать.

Совсем немного цитат, что говорят сами за себя.
О Совести и Радости.
А понимаете ли вы, что такое внутренняя борьба, что такое совесть? (так обращается главный герой, Баурджан Момыш-улы, к писателю, собирающемуся написать о нём книгу - прим.)
— Понимаю, — менее уверенно ответил я.
— Нет, вы этого не понимаете. Вы не знаете, как дерутся, борются два чувства: страх и
совесть. Самые свирепые звери не способны так жестоко бороться, как эти два чувства. Вам
известна совесть труженика, совесть мужа, но вы не знаете совести солдата. Вы бросали когда-
нибудь гранату во вражеский блиндаж?
— Нет.
— Тогда как же вы будете писать о совести? Боец наступает вместе с ротой, в него бьют из
пулеметов, рядом падают товарищи, а он ползет и ползет. Проходит час — шестьдесят минут. В
минуте шестьдесят секунд, и каждую секунду его могут сто раз убить. А он ползет. Это совесть
солдата! А радость? Знаете ли вы, что такое радость?
— Должно быть, и этого не знаю, — сказал я.
— Верно! Вам известна радость любви и, быть может, радость творчества. Жена, вероятно,
делилась с вами радостями материнства. Но кто не испытал радости победы над врагом, радости
боевого подвига, тот не знает, что такое самая сильная, самая жгучая радость.
Бауыржан Момышулы
Вот еще о Совести. Детство героя. Маленький Бауыржан испугался увечного-калеку, отшатнулся от него. Его отец это заметил и не оставил без внимания.
Отец снял меня с коня, взял за руку, подвел к увечному. «Не бойся, Баурджан, калеки. Он не
страшен. Самое страшное на свете — это калека совести».
Абсолютно с братьями-казахами согласен. Ведь Совесть - это же мера личной ответственности, одного из главных человеческих качеств, отличающих его, человека, от животного.

А вот еще. О смысле жизни, о страсти сражения и о смысле войны.
Прочтите внимательно, здесь совсем нет ничего лишнего, реальный Герой рассуждает в ожидании реального боя:
Для чего я живу? Ради чего воюю? Ради чего готов умереть, на этой размытой дождями земле
Подмосковья? Сын далеких-далеких степей, сын Казахстана, азиат — ради чего я дерусь здесь за
Москву защищаю эту землю, где никогда не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда?
Дерусь со страстью, какой ранее не знавал, какую ни одна возлюбленная не могла бы во мне
возбудить. Откуда она, эта страсть?
Казахи говорят: «Человек счастлив там, где ему верят, где его любят».
Вспоминаю еще одну казахскую поговорку: «Лучше быть в своем роду подметкой, чем в чужом роду
султаном». Советская страна для меня свой род, своя Родина.
Я, казах, гордящийся своим степным народом, его преданиями, песнями, историей, теперь гордо
ношу звание офицера Красной Армии, командую батальоном советских солдат — русских, украинцев,
казахов.
Мои солдаты, обязанные беспрекословно исполнять каждый мой приказ, все же равные мне люди. Я
для них не барин, не человек господствующего класса. Наши дети бегают вместе в школу, наши
отцы живут бок о бок, делят лишения и горе тяжелой годины.
Вот почему я дерусь под Москвой, на этой земле, где не ступала нога моего отца, моего деда и
прадеда!

Помните фильм Шальопы "28 панфиловцев"? Фильм-то в целом вроде неплохой. Специально оговорюсь: ни в коем случае не собираюсь его критиковать, я вон даже перепощивал восторженный отзыв о фильме. Но вот посмотрите как над этой же темой размышляют перед боем бойцы расчета ПТР, русский и казах.
Занятный диалог перед боем (Фильм "28 Панфиловцев", 0:44:51)
Русский (вглядываясь в сторону врага): - Они (враги - прим.) думают что все рассчитали, что нашли у русских слабое место, счас рраз - и счас проскочат.Я думаю, очень хорошо пусть попробуют, да? (Поворачивается за одобрением к сослуживцу-казаху - прим.) Заодно покажем им, раз они еще не знают кто такие русские и что такое у нас слабое место, точно? (снова обращается к казаху, как бы ожидая ответа)
Казах (в ответ): - Покажем. Вообще-то я - казах.
Русский: - Характер-то русский? Что ты мне голову морочишь? Мы сейчас за Россию деремся или за что?
Казах: - За счет чего?
Русский: За Казахстан будем драться - всем покажем кто такие казахи, уж не сомневайся!
Казах: - Договорились.
Вот так, просто и совсем просто русский и казах договариваются перед боем, из которого они вполне могут не вернуться живыми. Очевидно же, насколько мелки и даже забавны на фоне рассуждений реального героя (Момыш-улы) эти упрощенные диалоги о смыслах, о том, "за что воюем". Конечно, Шальопа заслуживает награды Мастера Упрощения и Подмены смыслов. Чудовищного Упрощения и Чудовищной Подмены. И и полного игнорирования Реальности, которая упомянута в названии поста и собственно о которой собираюсь тут сказать.

Вот как объясняет неудачи первых месяцев войны генерал Панфилов:
— Вот, товарищ Момыш-Улы, в чем, сдается, был наш грех: пренебрежительно отнеслись к
реальности. А она не прощает этого! Вы понимаете меня?

Еще бы, мы не понимали легендарного генерала! Ведь то пренебрежение реальностью, которое имело место тогда, в конце 30-х - начале 40-х годов прошлого века, сегодня оно присутствует в кратном размере! Наши нынешние управители категорически игнорируют реальность и страстно чураются Правды. Они её боятся как огня!

В заключение - речь Командира Момышулы в память о погибшем Панфилове:
- Это был генерал-коммунист, сын партии, воспитавший нас, воинов Советской страны, — и тех, кто
хранит партийную книжку на груди, и беспартийных.
Ощущая невидимый ток, соединявший меня с батальоном, я теперь знал: слово найдено, дошло!
— Товарищи, я только что назвал Панфилова генералом реальности. Нет, этого мало! Он был
генералом правды.

.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
livejournal
Aug. 19th, 2017 09:34 am (UTC)
Вызов Реальности. Для чего солдату Совесть и Правда (по
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «Вызов Реальности. Для чего солдату Совесть и Правда (по мотивам повести "Волоколамское шоссе")» в контексте: [...] у в Вызов Реальности. Для чего солдату Совесть и Правда (по мотивам повести "Волоколамское шоссе") [...]
shlyapkin
Aug. 19th, 2017 08:39 pm (UTC)
Отлично написано.Не соглашусь разве что (но это сугубо моё мнение) насчёт "упрощенчества" Шальопы. Моё мнение - он говорит (устами героев) именно о том же самом. Да, постарался как-то попроще донести, до массового зрителя (в т.ч. и молодого) - но именно это. Что сила советского народа как раз в том и состоит, что ВСЯ страна была для всех нас своей. Не казах воевал только за Казахстан, а бурят - за Бурятию, а именно вот так. На Украине мы все - украинцы, и эта земля для нас родная, под Москвой мы все - русские, дойдёт, не приведи боже, до сражений под Алма-Атой - будем за неё горло врагам грызть, как будто именно там выросли, и предки наши там похоронены. А вместе - мы как раз и были (а точнее - стали, окончательно именно в ходе этой страшной Войны) тем самым, Советским народом. Можно спорить, как Шальопе удалось эту мысль донести - но обвинения в подмене понятий считаю всё же необоснованными. Тем более, что специально спросил знакомого из Казахстана - как там в кинотеатрах и вообще восприняли фразу. Сказал, что понимающе улыбались.
Как-то так :)
barsukov
Aug. 20th, 2017 03:46 pm (UTC)
> Да, постарался как-то попроще донести, до массового зрителя (в т.ч. и
> молодого) - но именно это. Что сила советского народа как раз в том и
> состоит, что ВСЯ страна была для всех нас своей. Не казах воевал только за
> Казахстан, а бурят - за Бурятию, а именно вот так.

Шальопа не донес самого главного, что объединяло тогда людей: "Мои солдаты, обязанные беспрекословно исполнять каждый мой приказ, все же равные мне люди. Я для них не барин, не человек господствующего класса. " Я не случайно это выделил, в цитате-то. Сказано коротко и ясно, тут нет ничего такого заумного, что заставляло бы еще больше упрощать то, что объединяло тога многонациональную страну и ради чего казахи воевали за русских, а русские - за казахов.
Шальопа же нагромоздил слов-буков еще больше чем сказано устами реального воина-казаха Момышулы, а содержание в итоге получилось о чем-то мелком "ты мне - я тебе".
Черта с два они (реальные казахи) воевать стали бы с таким посылом, каким подает его Шальопа. Воевали с тем, о чем говорит реальный Момышулы.
Ну а поскольку огромное число зрителей (включая и Вас, кстати) так и не заметило подмены - так потому-то и заслужил он, Шальопа-то, мастерский орден мошенника-иллюзиониста.
За оговорку "это сугубо моё мнение" - спасибо, конечно, спасибо что понимаете и мое личное мнение:-)

Edited at 2017-08-21 09:56 am (UTC)
shlyapkin
Aug. 21st, 2017 10:12 am (UTC)
Есть ещё один вариант: этой подмены просто не было :)

Тем более, что я лично знаком с людьми, имеющими непосредственное отношение к фильму. И мне очень смешно читать про какую-то антисоветчину в фильме, подмены понятий и прочее :)))

Смешно - это сильно мягко сказано.

И в фильме нет НИЧЕГО, противоречащего приведённой фразе.
Про подмены и прочее - это Вы сами придумали, при всём уважении.

Считаю, не стоит искать врагов там, где их нет.

Блин, первый путёвый фильм про Войну за постсоветское время - и тот сразу после выхода обгадили. Причём, кто?! От кого и не ожидали.

Очень мотивирует на дальнейшую работу, конечно.

Ладно, от всякой либерастни наслушались про коммунячью пропаганду - от них ничего другого и не ждали. Но тут... Удивлён.

Но больше всего удивляет, что в качестве противопоставления указывают фильм "Брестская крепость".
barsukov
Aug. 21st, 2017 10:40 am (UTC)
Да бросьте Вы.
Никто врагов не ищет.
И в тексте с самого начала оговорено было что фильм про панфиловцев в целом неплохой.
Я и сам, когда стали упрекать Шальопу в антисоветизме, я сам его (Шальопу) защищал, мол, пускай хоть так чем либероидная хрень.
Но то что упростили там, где упрощать не нужно - факт.
Я ж не случайно не поленился и дословно из фильма цитату перепечатал, чтобы можно было поставить рядом и сравнить.
И потом, знаете ли, про то, как относится ко всему этому тот, кто в реальных переделках поучаствовал, это тут тоже не случайно впечатано.
Я Вам про "Обгадили от кого не ожидали" страшную тайну открою: среди них было многие из тех, кто на передовой в Донецке был, и есть до сих пор.
Но Вы не парьтесь, еще и еще раз говорю: фильм у Шальопы в целом получился неплохой. Я его не ругаю. Не обвиняю Шальопу в антисоветизме, в антикоммунизме и т.п. Все нормально. Выразил свое личное мнение, готов его самому Шальопе в глаза высказать, если тот решится снизойти до такой скромной особы как я:-)
А что с Брестской крепостью-то? Куда её вставили, ЗА "Панфиловцев" или наоборот, против? Чесслово сам не в курсе всех этих перебранок

livejournal
Aug. 20th, 2017 07:32 pm (UTC)
Для чего солдату Совесть и Правда (по мотивам "Волокол
Пользователь pontokot сослался на вашу запись в своей записи «Для чего солдату Совесть и Правда (по мотивам "Волоколамское шоссе") или еще раз о 28 панфиловцах» в контексте: [...] Реальности. Для чего солдату Совесть и Правда (по мотивам повести "Волоколамское шоссе") [...]
( 6 comments — Leave a comment )