?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Посмотрели сегодня один из спектаклей нашего северостоличного театра
"Русская Антерприза" им. Андрея Миронова. Спектакль этот - "Палата № 6", по одноименному рассказу А.П.Чехова. Что можно сказать? Можно сказать, что это один из лучших спектаклей в этом театре. Это не только я так думаю. Вот прямо сразу, как только прозвучали заключительные реплики, зал взорвался аплодисментами. Я даже готов частично простить инсценировщику и постановщику засл. деятелю искусств России Владу Фурману его совсем уж неправильные "Маленькие трагедии" (лучше бы он их не ставил, а поставивши, никому б не показывал, ибо Пушкин такого точно не заслуживает:-)).
Впрочем, ладно с Пушкиным, сегодня - про Чехова. Оригинальный текст, конечно, изменен (это и называется инсценировкой), и по тексту, и слегка по некоторым образам. Но эти изменения ничуть, нисколько не ухудшили изначальную авторскую суть. Более того, рискну заметить, что пьеса смотрится выразительней оригинала. Инсценировочно-режиссерские добавления лишь усиливают, улучшают оригинальный текст. Редкий случай, когда постановка выглядит лучше книжки.
Например, в оригинале нет даже намека на эти как будто пошловатые "приставания" Рагина Андрея Ефимыча к Дарьюшке, но они ничуть не портят пьесу, не делают её пошлее, а лишь подчеркивают человечность (не_свинство) главного героя. То же самое можно сказать про "бордельные кутежи" в Варшаве (в книжке Михаил Аверьяныч всего-то проигрался в карты) - это же просто показ тогдашней картежной чернухи в современной интерпретации. Застолья Андрея Ефимыча с Михаилом Аверьянычем, о пагубности которых в оригинале лишь намёк, в спектакле показаны "почтмейстером Михаилом Аверьянычем" во всём "свинском великолепии" настолько правдоподобно, что зрители первых рядов (я сам сидел как раз в первом ряду) невольно морщились, будто ощущая запах спирто-алкогольной отрыжки. Когда же герой (Андрей Ефимыч) наотрез отказывается от алкоголя, сиё воспринимается как один из признаков сумасшествия! Добавлен яркий образ как бы набожной Дарьюшки (в книге она совсем бесцветна), символизирующий использование религии для ограничения души в интересах мещанского мировоззрения.
Слово "метафизика" в книжке используется мимоходом, в пьесе же - оно врезается в память; потому что метафизика в спектакле безусловно присутсвует! Несмотря на кажущуюся мрачность сюжета, спектакль динамичен, насыщен духовным действием и драмой. Взгляните вот на трейлер, что начинается с отличного монолога Ивана Дмитрича Громова (тот самый философствующий пациент "Палаты"): "...нужна местная газета с правильным направлением. Театры - нужны. Нужны публичные чтения, нужно чтобы все интеллигентные силы сплотились, осознали себя и ужаснулись ...", который прерывается тупым рыком жестокого Никиты, от которого все "пациенты" в панике разбегаются.

Кстати. Тупой и грубый санитар Никита в спектакле показан именно таким, каким являются в современности наши отечественные держиморды, стремящиеся покарать во имя "законности и правопорядка". Никита - настоящее воплощение нашей нынешней ювенальщины и тому подобных проявлений насилия, включающегося мгновенно, сразу же по проявлению хоть каких-то признаков сопротивления, то бишь бунтующей человечности!
О человечности. Отличительная черта обоих главных героев "душевнобольных" -  Громова и Рагина - они много (очень много) читают, рассуждают о различении Добра и зла, о приоритете человеческого интеллекта над всеми другими нематериальными сущностями, констатируют сознательную ограниченность большинства окружающих и предельную их скучность. Сумасшедшими они начинают слыть почти сразу же, как только их начинают тяготить эти самые ограниченность и скучность окружающих, и они высказываются публично. Просто говорят что думают, честно-откровенно. И совершенно закономерно оказываются в отделении для душевнобольных. В соверменной действительности: вы посмотрите сколько вокруг здравомыслящих людей, которым даже близкие знакомые начинают пенять сумасшествием, как только они (здравомыслящие) начинают высказываться, невольно демончстрируя свое здравомыслие!
Одним словом, - смотреть обязательно! Перед просмотром - прочитать оригинальный рассказ Чехова (даже если вы его уже читали). И смотреть, получать интеллектуально-духовное наслаждение, то есть фундаментально переживать суть культуры и суть времени:-)))

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
May. 21st, 2017 09:34 am (UTC)
"Вся Россия - Палата № 6". А.Чехов в театре им. А.Мир
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «"Вся Россия - Палата № 6". А.Чехов в театре им. А.Миронова» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Вся Россия - Палата № 6". А.Чехов в театре им. А.Миронова [...]
( 1 comment — Leave a comment )