?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Закон и Благодать

Что первично - Закон или Благодать - является, пожалуй, столь же извечным вопросом, как вопрос о первичности идеального над материальным или наоборот.

Тут в войне с силами Тьмы остро встал непростой философский вопрос: праведно ли нарушать Закон для достижения Благодати?
И на этот вопрос нашёлся ответ из истории церкви.

Коротко по фактам:

Митрополит Киевский Илларион (1051-1054) стал первым митрополитом русского происхождения (до этого митрополиты были строго византийско-греческими). Илларион был митрополитом не более четырех лет. В 1055 г., после смерти Ярослава его преемник был вынужден пойти на уступки Византии, откуда и прибыл на митрополичью кафедру грек Ефрем. Илларион же удалился в Киево-Печерский монастырь. О дальнейшей его судьбе и годе смерти летописи толком не сообщают.

Это если коротко об Илларионе.

Я о нём к чему здесь написал.

Илларион явился автором проповеди "Слово о законе и благодати". У него, впрочем, много разных проповедей было, но здесь интересно именно эта.  Это самое "Слово о законе и благодати" было составлено Илларионом примерно между 1037 к 1050 гг. и произнесено либо в Десятиной церкви (построена Владимиром), либо в Софийском соборе (настоятели Софийского Собора, в частности, утверждают что точно в Софийском Соборе, другие утверждают что как раз до закладки Софийского речь была произнесена, но это не суть). "Слово" является первым известным памятником русского церковного торжественного красноречия.
По своей уникальности "Слово" сравнимо разве со "Словом о полку Игореве" — древнейшим памятником русской поэзии конца XII века.

Примерно такие, в частности, строки там есть:
"Слово о законе, данном чрез Моисея, и о благодати и истине, пришедших чрез Иисуса Христа; и о том, как закон прешел, а благодать и истина наполнили всю землю, и вера распространилась между народами и достигла нашего народа русского..."

Фишка-то вот в чём (дальше чиста мои, барсучьи измышления, на истину отнюдь не претендующие).
Благодать выше Закона.
Издревле на Руси считается благодатным преступать через закон во имя некоей Благодати, или Справедливости.
Именно по этой причине иные преступники, заточенные в острог или казнённые, вызывали у простого народа больше симпатий, нежели правитель, который узаконил сиё.
Именно по этой причине, к примеру, правитель, преступивший каким-либо законом эту самую Благодать, мог вызвать немилость народа, тяготевшего к Благодати.

Дак к чему это я?
А не знаю, так, отвлеклось чего-то, вот и поторопился записать, не забыть чтобы.